Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

Филинова Елена Анатольевна

«Эффект Моцарта» – зачем малышам слушать классику

          О благотворном влиянии классической музыки на человека говорят уже дано. Ребенок в утробе матери предпочитает музыку именно Моцарта и Вивальди и начинает активно протестовать, если музыка меняется, например, на современный рок. Уже известно, что плод начинает слышать звуки, поступающие из внешнего мира, уже между третьим и четвертым месяцами развития. Недоношенные и слабые дети быстро восстанавливались, если прослушивали в течение часа записи вокальной музыки, колыбельные и песенки для детей

В 90-х годах XX столетия появилось научное исследование воздействия на человеческий мозг классической музыки – это влияние назвали эффектом Моцарта. Ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, нравится она или нет. Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.

Ритмы и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие области головного мозга. Но почему именно Моцарт? Он рос в музыкальной среде, был “погружен” в музыку еще до рождения. Его отец был капельмейстером, т.е. дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге. Его мать, дочь музыканта, сыграла большую роль в его музыкальном развитии.  Уже в 4 года он  одаренный исполнитель. Первый менуэт и трио для клавишных инструментов он сочинил в шесть лет

Звук действует совершенно определенным образом на тело человека. Через спинной мозг слуховые нервы соединяются со всеми мышцами тела. Таким образом, мышечный тонус, чувство равновесия и гибкость тоже находятся под непосредственным влиянием звуков. Вестибулярная функция уха действует и на глазные мышцы, влияя на зрение и выражение лица. Она также воздействует на процесс желания и вкус. Внутреннее ухо  через блуждающий нерв соединяется с гортанью, сердцем, легкими, желудком, печенью, мочевым пузырем, почками, тонким и толстым кишечником. Это предполагает, что звуковые вибрации могут регулировать и контролировать все основные органы человеческого тела.

Исследователи сделали вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей, музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения. Нет сомнений в том, что ритмы, мелодии и высокие частоты классической музыки стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга.

У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние. Отсюда вывод – надо постоянно стимулировать мозг прослушиванием классической музыки.